Подать жалобу участковому

Чаще всего при проживании в многоквартирных домах доставляют неудобства соседи. Если в их деяниях содержатся признаки административного правонарушения или преступления, граждане могут подать жалобу участковому несколькими способами: лично, через Почту России или посредством интернета. Для этого важно знать основания для обращения и пошаговый алгоритм действий.

Основания для жалобы участковому

Основанием для составления жалобы участковому может послужить любое правонарушение, квалифицируемое КоАП или УК РФ, а также другими Кодексами. Согласно статистическим данным, наиболее распространенными причинами для обращения в опорные пункты являются следующие:

  • организация и содержание наркопритона в квартире или доме;
  • привлечение или организация занятий проституцией;
  • наркомания или алкоголизм соседей;
  • жестокое обращение с детьми, пожилыми людьми или животными;
  • частые вечеринки у соседей в ночное время;
  • шум, громкая музыка по ночам;
  • психическая неуравновешенность соседей, представляющая опасность для общества;
  • захламление, оставление мусора в местах общего пользования;
  • порча общедомового им-ва;
  • применение пиротехнических средств вблизи жилых домов;
  • пал травы во время действия особого противопожарного режима;
  • разведение большого количества домашних животных при отсутствии должного ухода за ними;
  • несогласованное изменение конструкции многоэтажного дома;
  • разведение огня вблизи жилых строений.

Наиболее распространенной причиной является человеческий фактор, когда соседи из-за ссоры между собой начинают жаловаться друг на друга в полицию. Стоит учитывать, что за заведомо ложный вызов полиции предусмотрена ответственность по ст. 19.13 КоАП РФ в виде штрафа до 1 500 руб.

Таким образом, основанием для оставления жалобы у участкового может стать любой проступок, противоречащий действующим законодательным нормам.

В большинстве регионов действует так называемый «закон о тишине», предусматривающий запрет на проведение шумных работ в период с 22.00 до 07.00 либо с 23.00 до 08.00. В некоторых субъектах предусматривается еще и время для сна детей, когда соседи не имеют право создавать шум. О наличии таких законов информация обычно выкладывается на сайтах администраций, т.к. они принимаются на областных уровнях.

Важно! Привлечь соседей к ответственности за шум проблематично, потому как нужно доказывать превышение допустимых норм с их стороны. Делается это с помощью экспертизы. Однако участковый может подействовать на них, проведя беседу и предупредив о возможности наложения штрафа. Размер штрафов устанавливается на региональных уровнях.

«В каждом регионе предусмотрено достаточное количество опорных пунктов полиции, куда могут обращаться граждане по множеству вопросов. Контролем деятельности участковых занимаются их руководители и вышестоящие ведомства, при отсутствии обратной реакции можно подавать жалобы уже на бездействие сотрудников, в том числе и лично руководителям МВД в дни приема»

Е.В. Гаенко, начальник УМВД по г. Белгороду.

Обязанности участкового полиции

Знать обязанности участкового гражданам важно, потому как от этого зависит эффективность взаимодействия с ним. Обязательства перечислены в п.36 Приказа МВД РФ от 31.12.2012 №1166. Что в них входит:

Обязанность Пояснение Способы исполнения
Соблюдение требований Закона «О полиции» Распространяется на всех сотрудников МВД Достаточно руководствоваться установленными нормами законодательного акта. При сдаче квалификационных экзаменов требуется знание основных статей
Знание и использование методов противодействия преступлениям и правонарушениям Одним из таковых методов является обработка обращений от граждан. Комплекс мер разрабатывается МВД регулярно Руководство должностной инструкцией, прием обращений от граждан, организация и проведение мероприятий по противодействию преступной деятельности
Владение информацией об имеющихся на участке подразделениях МВД, ВС РФ и других служб специального назначения Сведения могут потребоваться в ходе работы Информация содержится в документах участкового опорного пункта и регулярно обновляется
Знание территории своего участка Участковый обязан хорошо ориентироваться на вверенном ему районе, перечень находящихся организаций и объектов культурного наследия Сведения отражаются во внутренней документации МВД
Взаимодействие с населением Требуется для предотвращения и раскрытия преступлений и правонарушений Работа с населением на вверенном участке осуществляется путем проведения опросов, приема заявлений

При обнаружении преступления участковый обязан передавать информацию в дежурную часть отдела полиции, на территории которого оно совершено.

Что касается взаимодействия с гражданами, то участковый не вправе отказать им в приеме и обработке жалоб. Однако следует ориентироваться на время работы опорного пункта и в неэкстренных случаях обращаться туда строго в приемные часы.

Согласно ст. 33 Закона «О полиции», сотрудники МВД несут ответственность за свои действия и бездействие, поэтому отказывать гражданам в приеме обращений не имеют права.

Порядок подачи жалобы участковому

Если постоянно шумят соседи или имеются другие основания для обращения в участковый опорный пункт, можно подать жалобу следующим образом:

  1. Узнать время работы, составить жалобу самостоятельно или непосредственно при визите в пункт, обратившись за помощью к участковому.
  2. Подать заявление и дождаться результатов рассмотрения. Участковый обязан провести разъяснительные работы с соседями в течение 10 дней. По результатам заявителю отправляется письменное решение с отчетом о принятых мерах: проведение беседы с нарушителями, привлечение к административной ответственности, и пр. Если вызов экстренный, требуется незамедлительное реагирование.
  3. Получить письменный отчет. Большинство участковых не отчитываются от результатах, однако впоследствии они используются для составления ежегодной отчетности согласно Приказу МВД России от 30.08.2011 №975.

Если документ с результатом проделанной работы не отправлен участковым по домашнему адресу заявителя, можно прийти в опорный пункт и самостоятельно попросить сотрудника полиции письменно отчитаться.

Способы подачи жалобы

На данный момент у граждан есть несколько способов пожаловаться участковому:

Устно Юридической значимости устные обращения не имеют, однако при небольших конфликтах с соседями можно не доводить до письменной жалобы и решить проблему мирным путем, если участковый проведет с ними беседу. Однако при отсутствии должной реакции сотрудника полиции пожаловаться на его бездействие в таком случае не получится
Письменно при личном визите в опорный пункт Подается письменная жалоба. По результатам проведения проверки через 10 дней участковый составляет отчет
Письменно через Почту России Порядок действий такой же, как и при личном посещении опорного пункта. Следует учесть срок доставки письма: даже в пределах одного города оно может дойти только через неделю. Он вычитается из срока проведения проверки и отправки отчета заявителю

Подача жалобы через «Госуслуги»

Несколько лет назад властями РФ был учрежден портал «Госуслуги», позволяющий решить множество проблем с помощью государственных и муниципальных органов. В большинстве регионов гражданам предоставляется возможность отправки обращений через портал, но для этого понадобится подтвержденная учетная запись.

Как подать жалобу через данный ресурс:

  1. Проходим авторизацию, введя логин и пароль.
  2. Находим раздел «Безопасность и правопорядок», далее кликаем по «Приему заявлений о правонарушениях».
  3. Заполняем автоматически сформированную форму, введя все данные и максимально подробное описание правонарушения.
  4. Нажимаем на кнопку «Отправить».
  5. Дожидаемся уведомления о принятии заявления. Оно поступает в личный кабинет.
  6. Получаем отчет о работе также через личный кабинет или электронную почту.

Важно! В некоторых субъектах портал функционирует не полностью, и направить жалобу через «Госуслуги» нельзя. В таком случае граждане могут пожаловаться через официальный сайт МВД своего региона.

Как составить жалобу

Законодательные требования к форме жалобы не предъявляются, однако для максимально быстрого и объективного рассмотрения обращения необходимо указывать следующие данные:

  • адреса регистрации и правонарушения;
  • Ф.И.О. заявителя;
  • данные нарушителей (по возможности);
  • суть обращения (в чем заключается правонарушение);
  • адрес опорного пункта;
  • ссылки на законодательство, норм которого были нарушены другими гражданами;
  • дата составления и подпись.

Если заявителей несколько, допускается составление коллективной жалобы. В этом случае потребуются Ф.И.О. и подпись каждого гражданина.

Можно ли подать жалобу анонимно?

В большинстве случаев анонимные жалобы не рассматриваются. Например, нельзя пожаловаться на шум соседей и остаться инкогнито, потому как по результатам работы участковому необходимо составлять и направлять отчеты. Граждане могут попросить не говорить информацию о себе другим лицам, в отношении которых составляется заявление, к тому же участковые не обязаны отчитываться перед нарушителями об источниках поступления информации.

В некоторых ситуациях допускается анонимное обращение, и службы реагируют незамедлительно: например, если есть информация о готовящемся теракте или ином преступлении, квалифицируемом УК РФ. Однако в этом случае могут быть подключены спецслужбы, и обычно личности заявителей устанавливаются. При ложном вызове на заминирование при наличии состава преступления граждане привлекаются к уголовной ответственности.

Как узнать адрес и телефон участкового?

Сведения об адресах и телефонах опорных пунктов есть на всех официальных сайтах ведомств МВД. Чтобы узнать, куда обращаться, достаточно воспользоваться сервисом поиска по адресу, введя в специальную строку собственное местонахождение.

Что делать, если участковый бездействует?

В первую очередь при бездействии участкового необходимо обращаться к его руководителю – начальнику опорного пункта полиции. Можно и миновать этот шаг, подав жалобу сразу руководителю МВД города.

Основанием для подачи жалобы может послужить любое нарушение должностных обязанностей или превышение полномочий, но бывают и другие причины:

  • отсутствие ответа по обращению, даже если сотрудник отреагировал своевременно;
  • ответ получен, но проблема не решена. По сути это является формальной отпиской;
  • отсутствие положительных изменений, несмотря на неоднократные обращения к участковому.

Последнее может свидетельствовать о недобросовестном подходе к своим обязанностям со стороны сотрудника полиции.

Пример №1: подача жалобы на бездействие участкового

На первом этаже многоквартирного дома открылся пивной магазин. Несмотря на применение запрета на продажу алкоголя после 22.00, спиртные напитки там продаются и в ночное время. График работы магазина – круглосуточно.

После открытия заведения возле подъездов стали собираться ассоциальные личности, проживающими в доме гражданами неоднократно замечались драки и нарушение общественного порядка со стороны посетителей магазина.

Через некоторое время жители составили коллективное обращение участковому с просьбой о проведении проверки по нескольким основаниям:

  • продажа алкоголя в ночное время в нарушение законодательства;
  • ежедневное нарушение общественного порядка посетителями;
  • общественно опасное поведение посетителей: агрессивность, пребывание в состоянии алкогольного опьянения, и пр.;
  • открытие магазина в нарушение требований нормативно-правовых актов, согласно которому предварительно должны получаться письменные согласия более 50% жильцов.

Через 15 дней на адрес управляющего домом поступил ответ, согласно которому участковый не выявил нарушений со стороны магазина, и привлекать руководителя заведения к ответственности за поведение посетителей он не вправе. По закону так и есть, но стоит учитывать и нюанс: магазин был открыт без согласия жильцов дома. Общее собрание не проводилось.

Спустя месяц жильцы опять подали жалобу участковому в связи с участившимися драками во дворе, где располагается магазин. Ответа не поступило, ситуация не изменилась.

Впоследствии инициативная группа составила жалобу на бездействие участкового на имя начальника городского подразделения МВД. По результатам проведенной проверки сотрудник привлечен к дисциплинарной ответственности.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. Существует ли установленная форма жалобы на бездействие участкового?

Нет, законодательством она не регламентируется. В заявлении указываются данные сотрудника полиции, даты и основания всех обращений, а также Ф.И.О. граждан и вышестоящего руководителя, кому направляется документ.

Вопрос №2. Можно ли пожаловаться еще кому-то, помимо участкового?

Здесь все зависит от основания обращения. Если речь идет о межличностном конфликте между соседями, проблему будет рассматривать только участковый. В остальных случаях можно обращаться в прокуратуру, отделы полиции, а для защиты гражданских прав – в суды.

Наиболее распространенные ошибки

Ошибка №1. Участковый всегда только самостоятельно осуществляет проверки по обращениям.

Нет. В некоторых случаях требуется привлечение других специалистов (инспекторов ПДН, следователей и пр.), поэтому сроки проверок могут растягиваться.

Ошибка №2. Если жалоба подана устно и участковый не реагирует, можно пожаловаться на него руководителю.

Нет. Госорганами во внимание принимаются только письменные обращения, за исключением экстренных вызовов, поэтому при отсутствии нерассмотренного заявления на бумажном носителе для обжалования бездействия нет оснований.

Читайте также:

Подать жалобу на транспортную компанию.

Подать жалобу на индивидуального предпринимателя (ИП).

Заключение

Участковые уполномоченные полиции занимаются большей частью рассмотрения обращений граждан, проживающих на закрепленных за ними территориях. Если речь идет о несрочных вызовах, следует подавать заявления в опорные пункты. По экстренным случаям прием обращений осуществляется по телефону дежурной части 102 (02).

Оцените статью
Как подать жалобу и претензию
Добавить комментарий

3 × 4 =

Adblock
detector