Куда пожаловаться на ТСЖ

Организация товарищества собственников жилья производится по голосованию жильцов с целью перехода права управления многоквартирным домом от управляющей компании. Все вопросы по оплате коммунальных услуг и обслуживанию внутридомового оборудования решаются с участием жильцов. Нередко ТСЖ в процессе деятельности допускает существенные нарушения. В этом случае владельцы квартир могут решить проблему путем подачи претензии председателю, или же через государственные инстанции.

Особенности функционирования ТСЖ

В отличие от УК, где назначение директора и иных сотрудников производится по распоряжению вышестоящего руководителя, ТСЖ функционирует несколько иначе:

  • председатель избирается в результате голосования собственников. Важно, чтобы было набрано более 50% голосов;
  • ТСЖ может управлять только несколькими домами при условии, что они находятся на одном земельном участке;
  • юридически УК более самостоятельная организация, в то время как ТСЖ большую часть вопросов решает путем голосования владельцев квартир.

Еще одним существенным отличием ТСЖ от УК является обязательное привлечение подрядных организаций для проведения работ по обслуживанию коммуникационных систем. В УК обычно есть свои мастера, в то время как ТСЖ такими специалистами не обладает и привлекает для работы сторонние организации. Также допускается заключение договора ТСЖ с УК на обслуживание многоквартирного дома.

Деятельность ТСЖ регламентируется главами 13 и 14 ЖК РФ, а также иными законодательными актами. При функционировании они обязаны руководствоваться положениями о правилах расчета тарифов, особенностями обслуживания инженерных сетей, и пр.

Основания для подачи жалобы на ТСЖ

Наиболее распространенным основанием для обжалования действий ТСЖ является перераспределение долгов одних собственников на всех владельцев квартир обслуживаемого дома. Нередко граждане замечают в квитанциях завышенные цифры или появляющиеся без пояснения дополнительные суммы, что свидетельствует о неправомерных действиях организации.

Также встречаются иные причины:

  • Слишком высокие тарифы. Стоимость услуг регулируется региональными властями, и ТСЖ не вправе устанавливать завышенные тарифы: оно обязано руководствоваться нормативными актами субъекта. Нередко встречаются случаи, когда ТСЖ взимает плату за расходы, несущиеся УК.
  • Несоблюдение правил управления домом: проведение неузаконенной перепланировки, отсутствие ухода за внутридомовой и прилегающей территорией, аварийное состояние коммуникационных сетей, и пр.
  • Противоправное использование общедомового имущества: например, сдача коридоров или кладовок в аренду. Это должно производиться только с уведомления жителей на собрании при условии, что за аренду проголосуют более 50% жильцов.

Таким образом, основанием для подачи жалобы может послужить любое незаконное действие ТСЖ.

Важно! В области предоставления коммунальных услуг ТСЖ сотрудничает с ресурсоснабжающими организациями. Например, электроэнергией дома обеспечиваются благодаря электросетевой компании, газом – газосберегающей. Несмотря на это, начисление платежей производятся именно ТСЖ, после чего деньги направляются поставщикам.

Таким образом, обжалование завышенных тарифов производится только с участием ТСЖ, несмотря на то, что ресурсопредоставляющие организации фигурируют в квитанциях.

Пример №1: обжалование действий ТСЖ

У гражданина Федорова С.К. образовалась задолженность по оплате газа – 70 000 руб. Попытки ТСЖ взыскать долг через суд и судебных приставов ни к чему не привели. Несмотря на наличие исполнительного листа, Федоров С.К. не начал погашать долг, а принудительное удержание сотрудниками ФССП невозможно ввиду отсутствия работы у должника.

Из-за сложившейся ситуации ТСЖ несет убытки, накапливается долг перед газоснабжающей организацией. Председателем было принято решение о взимании дополнительной платы за газ с других жильцов с целью погашения долга Федорова С.К. перед ТСЖ, а у ТСЖ – перед газовой службой.

Незаконная плата взималась с жителей на протяжении двух месяцев, пока один из собственников не заинтересовался данным вопросом, решив получить объяснения по поводу появления дополнительной строки в квитанции.

Гражданином был направлен письменный запрос в ТСЖ, однако ответ так и не был получен. Тогда он обратился в устной форме к председателю, который попытался сначала уйти от ответа, потом все же сказал, что другим долг «разбросали» на других владельцев квартир. Якобы если бы это не было сделано, газовая служба прекратила бы из-за задолженности поставки газа, и весь дом остался бы без него.

Здесь налицо два нарушения:

  • По закону граждане не несут ответственность за других собственников.
  • Услуга, которая не была предоставлена, не должна быть оплачена.

Таким образом, ТСЖ нарушило ряд требований Закона от 07.02.1992 №2300-1 и ЖК РФ.

Собственник пожаловался в Государственную жилищную инспекцию своего региона. В течение 30 дней была проведена проверка, в ходе которой установлено незаконное взимание платы за должника. С заключением ГЖИ владельцы квартир обратились в суд для взыскания в ТСЖ излишне уплаченных средств за прошедший период.

Куда пожаловаться на ТСЖ

Существует несколько организаций, куда можно подать жалобу на ТСЖ:

 

Причина

Председатель Роспотребнадзор Жилищная инспекция Прокуратура
Мелкие нарушения, допущенные ТСЖ Нарушения Закона «О защите прав потребителей»: неправомерное взимание средств за коммунальные услуги, несоблюдение условий договора, и пр. Любые нарушения норм ЖК РФ, в том числе и в сфере защиты прав потребителей Любые нарушения прав и законных интересов гражданина, если ТСЖ должно понести административную или уголовную ответственность
Особенности Обжалование производится путем подачи письменного заявления или досудебной претензии Рассмотрение жалобы производится в рамках обычной проверки. По результатам Роспотребнадзор выдает заключение, с которым можно обратиться в суд. Также сотрудники учреждения могут самостоятельно подать иск, представляя интересы граждан ГЖИ проводит документальную проверку, по результатам которой составляется предписание об устранении нарушений или постановление о привлечении к ответственности  

Также граждане могут обращаться в суды для взыскания излишне уплаченных по вине ТСЖ средств и по иным нарушениям ЖК и ГК РФ.

Председатель

Как говорилось ранее, жаловаться председателю ТСЖ целесообразно только на мелкие нарушения. Также ему следует подавать досудебные претензии. Процедура выглядит так:

Шаг 1. Составление письменной жалобы Жалоба должна быть оформлена в двух экземплярах: один передается в ТСЖ, на второй ставится пометка о принятии, и он возвращается заявителю
Шаг 2. Подача жалобы Жалоба подается на сайте ТСЖ или направляется по адресу, который можно узнать на официальном ресурсе или в квитанции
Шаг 3. Ожидание рассмотрения жалобы По закону обращение должно быть рассмотрено в течение 30 дней
Шаг 4. Получение ответа Ответ предоставляется в письменном виде заявителю

В ходе рассмотрения жалобы ТСЖ вправе проводить проверки, организовывать собрания и предпринимать иные действия для составления обоснованного ответа.

Роспотребнадзор

Жалоба в Роспотребнадзор направляется при некачественном предоставлении услуг или при отказе от предоставления, если они предусматриваются договором, а также по иным нарушениям Закона от 07.02.1992 №2300-1.

Как выглядит весь процесс:

  1. Заявитель или группа собственников составляют письменную жалобу, собирают остальную документацию.
  2. Заявление с прилагаемыми документами подается в Роспотребнадзор по месту нахождения ТСЖ.
  3. Согласно ст. 12 ФЗ от 02.05.2006 №59-ФЗ, обращение рассматривается в течение 30 календарных дней.
  4. По результатам проверки Роспотребнадзор отправляет письменный отчет, в котором отражаются принятые меры и выявленные нарушения.

Важно! Если в ходе проверочных мероприятий Роспотребнадзор выявляет административное правонарушение, составляется предписание об устранении или постановление о привлечении к ответственности. В некоторых случаях материалы дела могут передаваться в суд.

Жилищная инспекция

Подача и рассмотрение жалоб в Государственной жилищной инспекции производится по аналогии с Роспотребнадзором. Направить обращение можно несколькими способами:

  • через официальный сайт организации;
  • лично;
  • заказным письмом с уведомлением о вручении.

В последнем случае отсчет срока рассмотрения производится с момента получения уведомления, а не от даты отправки письма.

Прокуратура

Прокуратурой принимаются коллективные и индивидуальные жалобы, связанные с нарушением прав и законных интересов граждан. По итогам проверки возможны несколько вариантов развития событий:

Составление предписания об устранении нарушений Постановление о привлечении к ответственности Передача материалов дела в суд
Применяется, если ТСЖ ранее не привлекалось к административной ответственности, а нарушение имеет незначительный характер Актуально при неисполнении требований предписания и грубых нарушениях, допущенных ТСЖ Производится при потребности взыскания излишне уплаченных средств собственниками с ТСЖ, и в иных случаях, если нарушаются нормы ЖК и ГК РФ

Суд

Основанием для обращения в суд может послужить принятие ТСЖ необоснованного решения без проведения собрания собственников жилья, некачественное оказание услуг, незаконное взимание платы и прочие нарушения, трактующиеся ЖК и ГК РФ.

Как выглядит процедура:

  1. Собственник или инициативная группа составляют исковое заявление, собирают документы, подтверждающие неправомерность действий ТСЖ.
  2. Документация подается в районный суд по адресу регистрации ответчика.
  3. Дело рассматривается не более двух месяцев. По результатам суд выносит решение о полном или частичном удовлетворении требований, либо об отказе в удовлетворении.

Судебное решение обретает законную силу через месяц после вынесения. В течение данного времени стороны могут обжаловать его в апелляционном порядке.

Как составить жалобу: образец

Форма жалобы вне зависимости от того, куда она подается, законодательством не устанавливается. Для объективного рассмотрения она должна содержать следующие данные:

  • наименование организации, куда подаются документы;
  • название и адрес ТСЖ;
  • данные заявителя;
  • в чем заключаются нарушения (со ссылками на нормативно-правовые акты, не соблюдаемые ТСЖ);
  • требование о проведении проверки;
  • дата составления и подпись.

Если подается коллективное заявление, понадобятся данные и подписи всех собственников.

Граждане, не проживающие в многоквартирном доме на постоянной основе, не обладают правом обжалования действий или бездействия ТСЖ, за исключением юристов или адвокатов – они действуют от имени собственников по доверенностям.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. Что делать, если жалоба председателю ТСЖ подана, но ответа нет уже 2 месяца?

В этом случае собственники могут жаловаться напрямую в государственные надзорные органы.

Вопрос №2. Как взыскать с ТСЖ незаконно взимаемые деньги?

Если средства были уплачены, но впоследствии жильцы обнаружили незаконное взимание, они могут попытаться взыскать их в досудебном порядке. При отказе от выполнения требований вопрос решается через суд.

Наиболее распространенные ошибки

Ошибка №1. При обжаловании действий или бездействия ТСЖ обязательно соблюдение досудебного порядка урегулирования проблемы.

Нет, подача досудебной претензии – это право, а не обязанность жильцов. При желании они могут сразу обращаться в судебные или надзорные органы, без предварительного выяснения вопросов с председателем или правлением ТСЖ.

Ошибка №2. Отказаться от ТСЖ нельзя.

Нет, при желании собственники на общем собрании могут решать любые вопросы касаемо деятельности ТСЖ, в том числе и об отказе от членства. Главное условие – набор более 50% голосов от жильцов.

«В отличие от жителей домов под управлением УК, собственники ТСЖ принимают более активное участие в решении задач, ведь большинство глобальных вопросов рассматривается именно на собрании. Также отмечается, что в домах под управлением ТСЖ гораздо меньше неисправностей, полученных в результате вандализма граждан: все знают, что в таких случаях им придется нести дополнительные расходы.

Если же у жителей есть вопросы или претензии, в большинстве случаев их удается решить с помощью председателя. Обращение в суд – это, скорее, исключение».

Н. Мельникова, помощник главы городского поселения Одинцово.

Заключение

При незаконных действиях ТСЖ подача жалобы осуществляется в письменном виде в любую из надзорных инстанций в зависимости от ситуации. По результатам рассмотрения заявителям направляются письменные ответы, содержащие перечень нарушений и описание мер, направленных на защиту интересов и прав граждан.

Оцените статью
Как подать жалобу и претензию
Добавить комментарий

десять + десять =

Adblock
detector