Куда пожаловаться на стройку

Любое строительство должны быть законным. Застройщик вправе вести строительные работы только при наличии разрешительной документации. Кроме этого, строительство любого объекта не должно создавать дискомфорт для жителей прилегающих домов, нарушать их покой, безопасность, права, интересы.

При нарушении застройщиком законодательных норм граждане вправе обращаться с жалобами в уполномоченные органы. Причины недовольства стройкой могут быть разными, например:

  • загрязнение окружающей среды;
  • шум от стройки;
  • ночные строительные работы;
  • самовольная постройка и др.

Под самовольной постройкой понимают дом (иной объект недвижимости), который построен на земельном участке, не предназначенном для этих целей. Сюда также относят объекты, построенные без разрешения или в нарушение строительных норм (ст. 222 ГК РФ).

Именно от причин зависит, куда, в какую инстанцию нужно обращаться с претензиями. Во внесудебном порядке жалобы подают в СРО — организацию застройщиков (для решения конфликта не месте), «Добродел» (для жителей Подмосковья), далее — в местную администрацию, Ростехнадзор, Роспотребнадзор, Росприроднадзор. Суд — последняя инстанция, куда обращаются в крайней ситуации.

Пример 1. Жалобы в «Добродел»

Жители Подмосковья через «Добродел» могут довести до сведения о замеченных ими признаках незаконных строительных работ. Предметом жалобы может быть, например, отсутствие ограждений для стройплощадки и информационного щита. Данные факты нарушения будут проверяться, устраняться в установленные сроки. О результатах заявителю сообщат.

Нормативно—правовая база, регулирующая порядок подачи и рассмотрения жалоб на стройку

При подготовке любого рода претензий к стройке следует руководствоваться нормами следующих ключевых правовых актов.

Правовой акт Сфера применения

(наименование)

Последняя редакция
 

ФЗ РФ № от 02.05.2006

Подготовка, подача, рассмотрение обращений граждан От 27.12.2018
 

ГК РФ

(ФЗ РФ № 51 от 30.11.1994)

Как принято, определяет «правовое положение участников гражданского оборота» От 18.03.2020
Градостроительный кодекс РФ

(ФЗ РФ № 190 от 29.12.2004)

О градостроительной деятельности От 25.12.2018
ФЗ РФ № 7 от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» От 29.07.2018
 

ФЗ РФ № 52 от 30.03.1999

«О санитарно—эпидемиологическом благополучии населения» От 13.07.2015

При обнаружении вопиющих нарушений при строительстве объектов недвижимости рекомендуется сначала зафиксировать данный факт. Например, вызвать участкового, который составит протокол. Далее данный документ можно будет использовать как доказательство при обращении к надзорным органам.

Читайте также:

Куда подать жалобу на магазин “Монетка” в Москве

Куда пожаловаться на “ЛУКОЙЛ”

Ответственность застройщика за нарушения при строительстве

В зависимости от вида и тяжести нарушения застройщика могут привлечь к административной, гражданско—правовой либо даже уголовной ответственности.

Вид ответственности Санкции Основание
 

 

 

Гражданско—правовая

(незаконное строительство)

Снос незаконной постройки самим застройщиком либо оплата за его снос из собственных средств

(либо приведение ее в соответствие с нормативами, правилами землепользования и застройки)

 

 

 

п. 2 ст. 222 ГК РФ

 

 

 

 

Административная

 

Предупреждение либо штраф:

 

от 1000 до 2000 руб.

(для граждан);

 

от 2000 до 5000 руб.

(для должностных лиц);

 

от 20 000 до 100 000 руб.

(для юрлиц)

 

 

 

 

ст. 8.1 КоАП РФ

При просрочке сумма штрафа увеличивается (т. е. начисляется пеня).

Жалоба на стройку в Ростехнадзор: содержание, приобщаемые материалы, способы подачи

Данная организация организует и осуществляет государственный строительный надзор. В рамках своей компетенции она принимает претензионные обращения от граждан, как в письменном, так и электронном виде. Структура, содержание подобных жалоб стандартна (применительно к нормам ФЗ РФ № 59).

Содержание жалобы  
1 2 3
Шапка

(верх документа)

Основная часть

(суть вопроса)

Приложение

(приобщаемые документы)

Название органа, которому направляется жалоба

(ФИО должностного лица).

 

Данные заявителя (ФИО, место жительства, тел., а также почтовый либо эл. адрес, куда будет отправлен ответ)

Информация о фактах нарушения, обжалуемых действиях (бездействиях), неправомерных решениях.

 

Обоснование позиции заявителя

(почему он считает названые факты нарушением)

Любые документы и материалы, которые могут подтвердить доводы заявителя следует приобщить к жалобе.

 

При наличии их оформляют одним списком в конце основной части

(т. е. попросту перечисляют, указав реквизиты каждого)

Как и любое другое обращение, жалоба подписывается заявителем с проставлением даты ее написания. От имени заявителя может выступать его полномочный представитель. Свои полномочия он должен подтвердить соответствующей доверенностью. Для законного представителя—физлица — это чаще всего доверенность, оформленная и заверенная нотариатом.

Письменные жалобы принимает непосредственно Ростехнадзор и его территориальные органы. Все виды обращений граждан направляются на почтовый адрес: 105066, Москва, ул. А.Лукьянова, д.4, стр.1

Важно! При личной подаче письменной жалобы заявитель должен предъявить паспорт.

Если направляется электронная жалоба, приобщаемые документы можно представить в электронном виде, завизировав ЭЦП. Тогда удостоверяющий документ заявителю предъявлять не нужно.

Сайт Ростехнадзора.

Как подать электронную жалобу в Ростехнадзор

Электронное обращение (претензию) можно подать через раздел «Общественная приемная» на сайте Ростехнадзора (www.gosnadzor.ru). Это дополнительная возможность для связи, взаимодействия с Ростехнадзором предоставляется всем заинтересованным гражданам.

При подготовке и отправке электронной жалобы заявитель должен соблюдать нормы ФЗ РФ № 59. Следует знать, что согласно данному закону анонимные жалобы, а также обращения без указания эл. адреса рассмотрению не подлежат. Предложенная на сайте форма для электронного обращения весьма лаконична и включает лишь персональные данные заявителя, e-mail, тему обращения, вопрос и прикрепленные файлы.

Говоря более детально о правильном заполнении, следует отметить следующее:

  1. По персональным данным заявителя обязательно заполняются поля: «Фамилия», «Имя», «Ваш e-mail».
  2. Тематика обращения выбирается из предложенных в форме вариантов.
  3. В поле «Ваш вопрос» нужно кратко описать проблему, претензию, задать вопрос и т.п. Объем текста не должен превышать 5000 символов.
  4. Файлы можно прикрепить только тех форматов, которые перечислены в форме. К одному сообщению крепятся не более 2 файлов, каждый из которых составляет 5 Мб.

Важно! До отправки формы заявитель должен дать согласие на возможную публикацию его обращения. Основание к применению: ч. 2 ст. 6 ФЗ РФ № 59.

Результат обращения в Ростехнадзор (его территориальные органы): процедура рассмотрения, сроки, ответ заявителю

Поступившие зарегистрированные жалобы рассматриваются на протяжении обычно 15 раб. дн. Если затронутые в ней вопросы не относятся к компетенции Ростехнадзора, ее в ближайшие 3 дня переправляют нужному компетентному органу. О перенаправлении жалобы сообщается заявителю.

При перенаправлении жалобы в полномочный орган исчисление срока ее рассмотрения ведется с момента ее регистрации в данном органе.

Сайт Ростехнадзора.

По итогам рассмотрения жалобу удовлетворяют либо нет. Ответ документируется. В нем указывается принятое решение с основанием, и, как принято, порядок обжалования. Если по итогам оказывается, что жалоба вполне обоснованна, то в ответе прописывают также, в какие сроки нарушения будут устранены и когда об этом уведомят заявителя.

Ответ визируется уполномоченным зам. руководителя Ростехнадзора (либо руководителем, его замом территориального органа). Адресату он направляется на следующий день после принятия решения, но не позже. По желанию заявителя ответ могут прислать на его электронный адрес.

Заявителю откажут, если ранее по жалобе ответ уже ему отправляли либо она подана не уполномоченным лицом. Вступившее в силу решение судебное решение по данной жалобе тоже является основанием для отказа. Согласно нормам ФЗ РФ № 59 в перечень причин для отказа входит также наличие оскорблений, нецензурных выражений, угроз в жалобе. Отказывают и при невозможности определить суть жалобы, когда ее трудно прочесть.

Обращение в Росприроднадзор: круг рассматриваемых проблем, электронная форма на сайте

Настоящая надзорная служба в пределах своих полномочий принимает все виды обращений от населения (www.rpn.gov.ru).  Как свидетельствует статистика Росприроднадзора, основная часть поступающих претензий связана с загрязнениями окружающей среды. Граждане жалуются:

  • на незаконную вырубку деревьев, застройку особо охраняемых природных территорий (в сокращении — ООПТ);
  • о нарушении земельного, природоохранного, лесного законодательства;
  • по вопросам о выбросах предприятий, загрязняющих атмосферу и др.

Довольно частым поводом для обращения является необходимость проведения экологической экспертизы. Все поступившие обращения рассматриваются согласно ФЗ РФ № 59. По итогам принимается надлежащее решение по устранению нарушений, восстановлению конституционных прав граждан. Принимаются соответствующие меры, виновные привлекаются к ответственности.

Кому—то просто даются нужные разъяснения. При необходимости обращение перенаправляют на рассмотрение по компетенции полномочному органу, в том числе и прокуратуру. В ряде случаев во исполнение порядка, регламентированного ФЗ РФ № 59, переписка с заявителями прекращается.

Обратиться с наболевшим вопросом граждане могут и на личном приеме, который ведется по предварительной записи. Информация о приеме граждан руководством, соответствующий график представлены на сайте Росприроднадзора.

Для информирования населения о порядке обращения к службе отведен специальный раздел «Направить сообщение». Здесь же размещена электронная форма обращения. Схема ее заполнения стандартна. Поначалу выбирается руководитель (его зам) Росироднадзора, которому адресуется жалоба. При отправке обычного обращения выбирать нужно территориальное Управление службы.

Далее указываются: ФИО заявителя, почтовый либо электронный адрес для ответа. Вводится текст сообщения, прикрепляются файлы до 10 Мб допустимых форматов и сообщение отправляется. Передача данных объемом более 10 Мб не осуществляется. Форматы файлов, которые подлежат обработке информационной системой службы, перечислены в самой электронной форме.

Примечательно, в форме имеется поле для добавления соавтора обращения. Как гласит ФЗ РФ № 59, любое обращение граждан может быть не только индивидуальным, но и коллективным. Поэтому соавторов может быть несколько. В качестве заявителя при регистрации записывают обычно того, на чей адрес будет отправлен ответ.

Распространенные ошибки при подаче жалоб

Ошибка 1. Следует знать, что самовольно построенная недвижимость в собственность не приобретается, не оформляется Лицо, ее построившее, не считается ее собственником и не вправе ей распоряжаться. Это значит, что продать, сдать в аренду либо, например, подарить самовольную постройку оно не сможет.

Ошибка 2. Должностное лицо, чьи действия (бездействие) оспаривает заявитель, подавая жалобу, не вправе участвовать в ее рассмотрении.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1: Когда застройщика могут привлечь к административной ответственности?

Согласно ст. 8.1 КоАП РФ основанием является: нарушение экологических требований при строительстве, зонировании, проектировании, реконструкции и т. п.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

18 + 13 =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: