Когда и как проводится целевой инструктаж по охране труда?

Одним из важнейших видов обучения охране труда является целевое обучение технике безопасности. Его исполняют перед различными массовыми мероприятиями или разовыми работами. Он отличается от других типов обучения охране здоровья и безопасности тем, что он может охватывать отдельные категории сотрудников, и его реализация организована по мере необходимости, а не в строго определенные даты, например, в случае вводного, базового или повторного обучения.

Что такое целевой инструктаж по охране труда — определение

Это набор инструкций, выполнение которых позволит вам безопасно выполнять определенную работу. Целевое обучение охватывает ряд людей, список которых определяется руководством или комиссией, от штатного сотрудника до производителя или руководителя завода.

Цель проведения

Задачи такого обучения зависят от специфики возложенных на сотрудников задач (более того, бывает так, что им придется выполнять задачи, совершенно нетипичные для их профессии, с которыми они, возможно, никогда раньше не контактировали).

Основная цель – получение сотрудниками полного набора базовой информации, которая может быть необходима для безопасного выполнения работы. Чтобы понять эффективность целевого обучения, все сотрудники должны пройти окончательный контроль качества полученных знаний в конце обучения. В конце лекций они должны пройти итоговый экзамен.

В каких случаях проводится — причины

Целенаправленное обучение – эффективное средство предотвращения травм во время рабочего цикла. Его выполнение обязательно для всех сотрудников, задействованных в:

  • выполнении разовых работ, не связанных с их прямыми служебными обязанностями (погрузка-разгрузка, уборка и т. д.),
  • ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф,
  • организации экскурсий по заводу,
  • развлекательных мероприятиях с участием студентов,
  • ведении бизнеса, требующего оформления разрешительных документов, разрешений и т. д.

Благодаря целевым брифингам, сотрудники, задействованные в указанной работе, знакомятся с информационными материалами и локальными протоколами предприятия. Такие лекции – действенный инструмент профилактики производственного травматизма.

Кто проводит?

Как правило, брифинги на местах проводят сотрудники, которые отвечают за организацию всех других видов брифингов: базовых, повторных, внеплановых и вводных. Эта задача также может быть возложена на непосредственного руководителя структурного подразделения (бригады), которое будет выполнять эту работу.

Следующие руководители несут ответственность за выполнение графика и процедур инструктажа:

Организационная единица Штатная единица (ответственное лицо) Правовой акт
Предприятие или вся организация Директор компании или организации ГОСТ 12.0.004-90, п. 1.3
Обособленные структурные подразделения – отделы, цеха, мастерские, бригады, заводы. Руководитель конкретного подразделения Постановление № 1/29 Министерства образования и труда, п. 2.1.3.

Вышеупомянутые ответственные лица должны заранее ознакомиться со всей информацией, необходимой для инструктажа работников, и проверить их знание правил охраны труда, после чего удостовериться, что сотрудники были должным образом проинструктированы (провести экзамен). Результат экзамена должен быть задокументирован.

Порядок проведения — пошаговая инструкция

В рамках лекции каждому специалисту предоставляется следующая информация:

  • список всех рисков, с которыми можно столкнуться при выполнении рабочей задачи;
  • местные требования безопасности, утвержденные нормативными актами компании, относящиеся к работе, порученной работнику;
  • стандарты внутренних правил, касающихся безопасности выполняемых работ;
  • методы и приемы безопасного выполнения возложенных на сотрудников производственных задач.

После прохождения таможенного оформления каждый участник тренинга должен быть устно проверен на предмет полноты и правильности усвоения знаний. Проверка знаний выполняется тем же ответственным сотрудником, который представил материал. Все виды инструктажей, которые должны проводиться в чрезвычайных обстоятельствах, а также правила и курс обучения в каждом отдельном случае изложены в Законе Российской Федерации «О труде и образовании» № 1/29.

Проведение инструктажа должно быть оформлено надлежащим образом. В частности, результаты обучения принято отражать в следующих документах:

  • журнал инструктажа;
  • проверка полученных знаний;
  • разрешение на участие в определенных работах.

Некоторые организации используют личные карты сотрудников для внесения записей об инструктажах, проводимых с каждым сотрудником. Записи также должны отражать результаты тестирования и включать информацию о программах и инструкциях, используемых в процессе обучения.

Еще один документ, который необходимо заполнить после обучения, – это «Контрольный журнал по охране труда». Данные о каждом сотруднике вводит ответственный сотрудник, проводивший обучение. Журнал хранится в помещении отдела кадров или службы охраны труда. За образец для составления данного документа взята типовая форма журнала инструкций, предусмотренная общими положениями приложения к ГОСТ 12.0.004-90.

Прежде чем вы начнете делать записи в этом документе, вы должны:

  • сшить страницы вместе;
  • пронумеровать каждую страницу;
  • заверить журнал подписью уполномоченного сотрудника или руководителя структурного подразделения, коллектива, предприятия.

На страницах документа есть следующие столбцы, в которых отражена вся необходимая информация о сотрудниках, посетивших лекции и прошедших тестирование:

  • фамилия, имя и отчество работника;
  • его / ее должность и профессиональная принадлежность;
  • дата рождения;
  • название отдела, в котором будет работать стажер;
  • дата чтения лекций;
  • имя и фамилия лица, проводящего занятия;
  • собственноручные подписи сотрудника и преподавателя.

Лекция завершается тестом, в ходе которого сотрудники демонстрируют знания, полученные в результате целевого обучения.

Выводы

Форма сдачи экзамена зависит от специфики работы, которой обучаются студенты. Его можно проводить как в устной форме, так и в сочетании с демонстрацией практических навыков безопасного выполнения задач, поставленных руководством.

По завершении целевого инструктажа и успешной сдачи экзаменов каждому сотруднику, подтвердившему свои знания, выдается разрешение или аналогичный ему документ. Перечень таких документов утвержден ГОСТ 12.0.004-90 и представлен в п. 7.9.

Сотрудникам, не продемонстрировавшим удовлетворительного владения знаниями о безопасной работе, разрешение службы безопасности не выдается. В результате, они не могут приступить к самостоятельному выполнению задач, поставленных руководством. В этом случае необходимо повторно провести целевое обучение. По окончании обучения они снова получат зачет.

Оцените статью
Как подать жалобу и претензию
Добавить комментарий

1 × пять =

Adblock
detector