Первым делом определимся с тем, что из себя представляет организация Росреестр и чем она занимается. Итак, Росреестр — это прежде всего государственный орган, деятельность которого связана с регистрацией, кадастром и картографией. В процессе реализации своих функций он осуществляет следующие действия:
- документирование и контроль сделок с участниками;
- ведение единой информационной базы недвижимости, а именно единого государственного реестра недвижимости и находящегося в тесной взаимосвязи с ним государственного кадастра земель;
- ведение учета безхозного недвижимого имущества;
- контроль за законностью операций в сфере землеустройства.
Как и в других сферах, при проведении операций в данной области, любой гражданин может столкнуться с работой сотрудников, которые будут неправомерны. И, как и при других сложных ситуациях, наилучшим вариантом будет написание жалобы. В статье будет рассмотрен порядок подачи жалобы на неправомерные действия сотрудников Росреестра.
Законодательное регулирование деятельности Росреестра.
При осуществлении деятельности сотрудники Росреестра руководствуются двумя основными законодательными актами:
- Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ от 13.07.2015 года;
- Федеральный закон «О кадастровой деятельности» №221-ФЗ от 24.07.2007 года.
Рассмотрим что именно регулируется данными законодательными актами, а также какие действия сотрудников могут послужить основанием для подачи жалобы.
№ п/п | Наименование действия законодательства | Расшифровка действия |
1. | Операции, которые относятся к компетенции сотрудников Росреестра | В общем определении под операциями, производимыми сотрудниками Росреестра и контролируемыми данными законодательными актами, подразумевается предоставление вещественных прав на недвижимое имущество. К таковым относятся:
– право собственности; – право пользование; – право хозяйственного ведения; – право оперативного управления. |
2. | Операции, которые не относятся к компетенции сотрудников Росреестра | Существуют также такие операции, которые в соответствии с законодательством, не относятся к сфере Росреестра, а именно исправление ошибок и недочетов в постановлениях о землеотводе. Данными операциями занимается городской либо районный муниципалитет. |
3. | Основания для подачи жалобы на Росреестр. | Перечень операций, которые могут послужить основанием для подачи жалобы на деятельность сотрудников Росреестра:
– необоснованный отказ в оформлении (регистрации) недвижимости; – недостоверные данные в Едином государственном реестре недвижимости; – установленная кадастровая стоимость не соответствует действительности. |
Еще одним документом, который регулирует работу сотрудников Росреестра и может служить основанием при подаче жалоб, является Постановление № 457 от 01.06.2009 года «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»
Способы подачи жалоб на Росреестр.
В случае возникновения проблемной ситуации первым вариантом решения разногласий может быть обращение непосредственно к руководящему составу Росреестра. Зачастую существует возможность решения проблемы на локальном уровне. При этом гражданин сможет сэкономить как свое время, так и нервы. Если же разрешить ситуацию внутренним способом не удалось, за гражданином всегда остается возможность подать жалобу в соответствующую инстанцию. Осуществить данное действие можно тремя способами:
- при помощи Интернет-приемной;
- отправив жалобу по почте;
- передав жалобу уполномоченному сотруднику при личной встрече.
Детально рассмотрим каждый из этих способов.
Подача жалобы при помощи Интернет-приемной
Итак, первым способом является электронная форма подачи претензии. Рассмотри порядок действий в этом случае.
№ п/п | Наименование действия | Содержание действия |
1. | Найти необходимый сайт в интернете. | Для того, чтобы иметь возможность подать жалобу в электронном виде, гражданину необходимо зайти на страницу сайта rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_ib_support/cc_ib_complaint. |
2. | Заполнение необходимой информации. | По указанному выше электронному адресу необходимо заполнить электронную форму, указав следующие данные:
1. Наименование управления в конкретном субъекте. Учреждение выбирается в зависимости от того места, где произошел инцидент. 2. Название структурного подразделения (отдел организации и контроля, геодезии и картографии и пр.) и ФИО должностного лица, действия которого подлежат обжалованию. 3. Данные заявителя (ФИО, почтовый индекс и адрес, телефон, e-mail). 4. Что послужило основанием для написания претензии (можно выбрать 1 из предложенных пунктов или отметить поле «Другие», если нужный вариант не был найден). 5. В чем заключается конфликт (текстовое описание). |
3. | Предоставление дополнительных материалов. | В конце электронной формы активной является функция прикрепления сопроводительных материалов. Данные материалы должны подтверждать факты, которые были изложены заявителем. |
Если же суть претензии носит более общий характер, то гражданин может воспользоваться другой электронной формой обращения по адрес rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_ib_support/cc_ib_references_citizens.
В данной форме излагаются претензии граждан, которые связаны с организационными проблемами работы Росреестра, а именно:
- слишком долгое ожидание;
- наличие длинных очередей;
- неподобающее обслуживание и прочее.
Для каждой из перечисленных ситуаций здесь имеется свой подпункт, который может быть выбран в разделе «Тематика» при заполнении заявления. В остальном процедура составления претензии стандартная.
Подача жалобы при помощи почты
При выборе данного способа подачи претензии в адрес Росреестра необходимо учитывать следующие обстоятельства:
№ п/п | Наименование обстоятельства | Содержание обстоятельства |
1. | Адреса, по которым можно подать жалобу. | В данном случае жалоба может быть направлена по одному из перечисленных адресов:
1. Канал связи Центрального аппарата: – письмом по почтовому адресу – г. Москва, Чистопрудный бульвар, д. 6/19, стр. 1, 101000; – письмом по факсу – 8 (495) 983-40-22. 2. В управление Росреестра по г. Москве: – письмом по почтовому адресу – г. Москва, ул. Б. Тульская, д.15, 115191; – письмом по факсу – 8 (495) 954-28-65. |
2. | Формат претензии. | Жалоба должна быть написана от руки в традиционном (бумажном) формате. Причем обязательным является указание ФИО гражданина, а также его почтового либо электронного адреса. Заявления, которые не будут содержать этих данных, к рассмотрению не принимаются. При наличии документов, которые имеют существенное значение для решения вопроса, они могут быть приложены к жалобе. |
3. | Срок рассмотрения претензии. | Обращение, полученное таким способом, должно быть зарегистрировано в течении трех суток. Срок рассмотрения при этом составляет 30 календарных дней с момента регистрации. Данный срок может быть увеличен до 60 календарных дней, однако заявитель обязан получить специальное извещение о задержке. Если же ситуация окажется вне сферы деятельности Росреестра, – тогда она будет перенаправлена в компетентный орган в течение 7 суток с момента регистрации. При этом заявитель также должен быть извещен о данном действии. |
Важно! Направляемые претензии могут быть как индивидуальными, так и коллективными.
Передача жалобы личным обращением
Последним способом подачи претензии является личное обращение. Рассмотри порядок действий в данном случае.
Способ личной подачи жалобы. | Жалоба может быть подана как через окно приема, так и при личной встрече с должностным лицом Федеральной службы. |
Адрес прима жалобы от граждан. | В Москве существуют следующие адреса по приему жалоб от граждан:
1. В Центральном аппарате: г. Москва, Чистопрудный бульвар, д. 6/19, стр. 1. График работы: с понедельника по четверг с 9:30 до 12:00 и с 13:00 до 17:00, а также в пятницу с 9:30 до 12:00 и с 13:00 до 16:00. 2. В управлении Росреестра: – столичная приемная – г. Москва, ул. Б. Тульская, д. 15; – подмосковная приемная – г. Москва, ул. Поклонная, д. 13, телефоны для записи 8(499) 148-03-81, 8(800) 100-34-34. Аналогичные приемные функционируют при управлениях Росреестра в каждом конкретном субъекте, поэтому передача жалоб в такие учреждения не должна вызвать проблем. Вопросы принимаются по единому справочному номеру 8 (800) 100-34-34 (звонок бесплатен из любого уголка России). |
Форма подачи жалобы. | При личном обращении жалоба может быть подана как письменной, так и в устной формах. При этом выбор формы ответа на претензию остается за заявителем. |
Необходимые документы. | В день приема гражданину нужно будет предъявить удостоверение личности (российский паспорт), а в случае представления чужих интересов – доверенность на право их выражения от имени другого физического или юридического лица. |
Специалисты все же рекомендуют принести в приемную написанную жалобу, ведь на ее копии канцелярист проставит печать о регистрации. Такой документ способен ощутимо помочь в дальнейших разбирательствах.
В случае если гражданин столкнулся с коррупцией и вымогательством в структурах Федерального органа и хочет пожаловаться на подобное правонарушение, ему необходимо воспользоваться телефоном доверия 8 (495) 917-38-25.
Помимо перечисленных выше инстанций существует также возможность подать жалобы и в:
- Министерству экономического развития России, в подчинении у которого находится Росреестр;
- Органы прокуратуры;
- Суд.
Причем в данные органы жалобы должны иметь установленную форму и содержать следующие обязательные реквизиты:
– название инстанции;
– исчерпывающую информацию об обеих сторонах (и об истце, и об ответчике);
– сведения о третьих сторонах, имеющих отношение к делу;
– описание конфликта;
– перечисление того, какие законы и права оказались нарушены;
– требования;
– список сопроводительных материалов;
– дату и подпись.
Распространенные ошибки по заданной теме
Ошибка №1. В случае обнаружения ошибки либо недочета в постановлении о землеотводе, гражданину необходимо обратиться к сотрудникам Росреестра. При возникновении подобной ситуации обращаться в Росреестр бессмысленно, так как это не относится к их сфере деятельности. Данными вопросами занимаются городские либо районные муниципалитеты.
Ошибка №2. В случае личного обращения с претензией в управление Росреестра, жалоба должна быть оформлена исключительно в письменной форме.При личном обращении жалоба может быть подана как письменной, так и в устной формах. При этом выбор формы ответа на претензию остается за заявителем.
Актуальные вопросы по заданной теме
Вопрос №1. В каком виде должна быть оформлена претензия в адрес Росреестра при подачи ее через почту?
Ответ: Жалоба должна быть написана от руки в традиционном (бумажном) формате. Причем обязательным является указание ФИО гражданина, а также его почтового либо электронного адреса. Заявления, которые не будут содержать этих данных, к рассмотрению не принимаются. При наличии документов, которые имеют существенное значение для решения вопроса, они могут быть приложены к жалобе.
Вопрос №2. В течении какого времени сотрудники Центрального аппарата обязаны ответить на полученную ими жалобу на Росреестр?
Ответ: Обращение, полученное по почте, должно быть зарегистрировано в течении трех суток. Срок рассмотрения при этом составляет 30 календарных дней с момента регистрации. Данный срок может быть увеличен до 60 календарных дней, однако заявитель обязан получить специальное извещение о задержке. Если же ситуация окажется вне сферы деятельности Росреестра, – тогда она будет перенаправлена в компетентный орган в течение 7 суток с момента регистрации. При этом заявитель также должен быть извещен о данном действии.